Автор: Ия Немировская*
Продолжается успешная работа музыкально-филармонического центра Самарской государственной академии культуры и искусств, где при поддержке Гёте-Института (Москва) и Немецкого информационно-культурного центра состоялся концерт камерной музыки «Любовь и жизнь женщины».
А чуть раньше музыкальные учебные заведения украсила привлекательная афиша — не по-осеннему яркая, а по содержанию — очень женская.
Концерт прошел в фисташковом зале, украшенном выразительными белыми барельефами, в сиянии огромного бриллианта — восьмигранного потолочного плафона. Но самый большой плюс зала заключается в его изумительной, неповторимой акустике, идеальной для проведения вокальных концертов.
В этот день самарская публика имела истинное удовольствие послушать уникальный творческий дуэт немецкой певицы Бритты Штальмайстер (сопрано)** и пианиста Николая Фефилова***. Организовал и провел концерт Дмитрий Дятлов****.
Обобщая услышанное и увиденное, можно сказать, что это был концерт, посвященный женской любви во всех ее многогранных проявлениях: от первого робкого признания факта рождения в себе доселе неведомого чувства — через сладостное наслаждение гармонией отношений, — к вечной верности или к предательству.
Программа концерта подобрана со вкусом. В первом отделении ее составили романсы Клары Шуман, вокальный цикл Роберта Шумана «Любовь и жизнь женщины», песни Моцарта, Мендельсона, Шуберта-то есть то, что относится к песенному жанру Lied.
Во втором отделении концерта прозвучали арии композиторов эпохи барокко (А. Скарлатти, А. Кальдара, Фр. Конти, Т. Джордани), эпохи классицизма (В.-А. Моцарт, Л. Бетховен) и романтизма (Н.Римский-Корсаков, Ш. Гуно).
Все вокальные произведения исполнялись на языке оригинала. Среди слушателей было много и профессиональных музыкантов, и студентов. Вопреки предупреждению ведущего о том, что программа концерта состоит из микроциклов и хлопать после каждого номера нет необходимости, непослушная публика то и дело «срывалась» в непреодолимом желании поблагодарить музыкантов за такую безупречную интерпретацию музыкальной классики.
Что уж говорить о финале концерта — он окончился настоящей овацией! Бритта Штальмайстер за короткое время сумела показать многогранность своего музыкального таланта.
Драматургия концерта выстраивалась по нарастающей: от непритязательных, скромных немецких песен через причудливость благородной барочной кантилены — к экспрессии и патетической виртуозности романтизма (особенно ярко это проявилось в арии Маргариты из оперы Ш. Гуно «Фауст»).
Тембр голоса певицы удивительно приятный, звук летящий, округлый, диапазон ровный, эмоциональная палитра богатая, сценическая внешность идеальная. Бритта обладает абсолютно чистой вокальной интонацией, свободным и мощным певческим аппаратом.
Такая певица украсила бы любую концертную сцену — и филармоническую, и оперную. Единственное пожелание к организаторам этого шикарного концерта: 22 вокальных номера — это слишком насыщенная программа для одной исполнительницы. Бритта блестяще справилась с нагрузками, но все-таки вокалистам нужно чаще давать отдыхать.
Ансамбль Бритты Штальмайстер и концертмейстера Николая Фефилова можно назвать эталонным. Николай Фефилов обладает большим артистическим опытом, он музыкант-философ, исполнитель с чутким пониманием специфики жанров и форм музыкального выражения. Работать с таким надежным партнером одно удовольствие. И это удовольствие сотворчества, словно круги по воде, растекалось по залу, вовлекая в свою орбиту все новых слушателей.
На этом концерте я сделала для себя еще одно открытие: пианист Дмитрий Дятлов выступал в амплуа ведущего. Он деликатно рассказывал о специфике женской любви, кратко, но емко предваряя каждый микроцикл своими комментариями. Браво нашим гостям, браво самарским музыкантам и их изысканному вкусу!
* Музыковед, доктор филологических наук, профессор ПГСГА.
** Бритта Штальмайстер (сопрано). Окончила высшую школу музыки и театра в Ганновере. В 1988 году дебютировала во Франкфуртской опере в «Волшебной флейте» Моцарта — и сразу была принята в труппу театра. Приглашенная солистка оперных театров Вены и Дрездена, оперных фестивалей в Зальцбурге и Байройте. Дает концерты камерной музыки, участвует в исполнении старинных кантат и ораторий в Европе и Японии.*** Николай Фефилов (фортепиано). Окончил Московскую государственную консерваторию (класс В. Горностаевой). Лауреат и дипломант международных конкурсов. Неоднократно гастролировал в России и за рубежом. Участник международных фестивалей. Дает мастер-классы в рамках проекта «Мастера искусств — детям». Солист Самарской государственной филармонии. Преподает в СГАКИ.**** Дмитрий Дятлов (фортепиано). Окончил Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки и ассистентуру-стажировку (класс Е. Алексеевой). Дипломант международных конкурсов: имени Клары Шуман (Германия, 1994), «Салерно» (Италия, 1996). Кандидат искусствоведения, проректор по художественно-творческой деятельности и воспитательной работе, доцент кафедры фортепиано СГАКИ.Ия Немировская
«Свежая газета Культура»
http://100gazet.s3.amazonaws.com/pdf/sg_43.pdf